Этот сайт создан с помощью платформы Nethouse. Создать сайт бесплатно.

Новости

Что происходит с Единым учебником?

И.М. Реморенко (из журнала СНОБ) от 26.06.2017

Что происходит с Единым учебником?

Снова все обсуждают единые учебники. В последние дни поводом тому стал ответ президента России В.В. Путина на прямой линии…

Снова все обсуждают единые учебники. В последние дни поводом тому стал ответ президента России В.В. Путина на прямой линии на вопрос одного из директоров школ:

«В Советском Союзе был базовый учебник, потом были экспериментальные, ещё другие – три категории учебников. В целом, как говорят специалисты, можно этот опыт использовать, иметь базовый учебник. Надо над этим подумать». Начали думать.

Несмотря на то, что инициатива двухгодичной давности от группы депутатов по введению единых учебников так и не состоялась, появилось кардинально иное представление в понимании идеи единых/базовых учебников. Это принципиально новый этап в развитии учебного книгоиздания. К чему же готовится?

Чтобы не запутаться в учебниковских инициативах, разделим их на три типа:

1. Инициатива «хотим всё как в СССР». По каждому предмету должен быть только один учебник. Делать такие учебники должно государство. Утверждаться они должны на коллегии министерства. Министр несёт персональную ответственность за качество учебной литературы.


Эта инициатива не состоялась. Причины разные. Если разобраться, то в советское время учебники тоже были разные, и экспериментальные, и не очень. Не все они были так уж хороши, учившиеся в советской школе печально вспоминают занудные бесполезные учебники английского и странное всероссийское сочинение по русскому языку по картине «Дочь советской Киргизии». Личная чиновничья ответственность тоже не очень работала. После постановления ЦК ВКП(б) 1933 г. о единых учебниках были расстреляны два наркома. И только по инициативе следующего - Владимира Потёмкина была создана Академия педнаук, которая и стала аутсорсингом по написанию учебников. Центр ответственности тем самым был смещён от чиновников к учёным. Но качество литературы лучше не стало.

 2. Инициатива «хотим гражданскую идентичность». Её можно считать состоявшейся. Сетования на то, что в головах неразбериха, разные исторические события по-разному трактуются, географические объекты неправильно характеризуются, книги по литературе не те читаются, были услышаны. Гражданская идентичность, сплочение нации, привитие причастности к общей истории в молодёжной среде посредством выверки текстов учебников состоялось. Учебники теперь ориентируются на единые концепции по каждому учебному предмету. Первым таким начинанием стало утверждение Историко-культурного стандарта. Это набор фактов, дат и выверенных наименований, которые должны быть включены в учебники. Аналогичные концепции появились или появляются по литературе, географии, обществознанию, физкультуре, математике и другим предметам. Предметные концепции – своего рода общественный договор среди учёных относительно некоторого набора «непреложных истин» и фактов. Если учебник противоречит такой концепции, то академики, как главные эксперты, не пускают его в федеральный перечень.


Проблем две. Во-первых, концепции непомерно раздулись, и если их почитать, то можно увидеть существенно больше тем для изучения, чем было в советское время. Да и непонятно, что из этого и на каком уровне необходимо усвоить. Так, в курсе истории помимо восстаний Степана Разина и Емельяна Пугачёва теперь изучают восстание Ивана Болотникова. Но что из этого должны усвоить дети? Даты восстаний? Их последовательность? Характеристики исторических персонажей? Какие-то закономерности? Неясно. Во-вторых, предметные концепции никак не влияют на внешкольную жизнь. Если официально Великая октябрьская социалистическая революция переименована в Великую российскую революцию и все учебники поправили согласно новому общепринятому среди историков названию, то СМИ по-прежнему используют старые наименования, называя революцию по-разному. Но тогда не будут ли тщетны усилия школы по сравнению с другими мощнейшими информационными ресурсами? Интернет, кино, СМИ…

3. И последняя новая инициатива - базовый ученик, как «единственный тонкий учебник-путеводитель». Об этом написала Министр образования и науки РФ Ольга Васильева в своей статье в газете «Коммерсант». Это уже принципиально иной взгляд на проблему единого учебника. Здесь речь идёт о учебнике-навигационной системе. Есть некоторый минимальный набор фактов, проблем, понятий, которые надо освоить, а вот уже весь дополнительный исторический, хрестоматийный или иной учебный материал учитель берёт совершенно из разных источников. Как я понимаю, он конструирует свою учебную программу, максимально насыщая её творчеством, дискуссиями, интенсивным общением в классе. Как пишет О.Ю. Васильева, в таком учебнике «практически нет нарратива, его содержание невозможно пересказать. Он просто заманивает в глубину той или иной темы, будит желание понять, разобраться, решить, найти ответ. Он даёт учителю вместе с заинтересованными ребятами полную свободу «наращивания» на «скелет» его разделов, глав и параграфов каких угодно «мышц» (из других книг, интернета, опытов и исследований). Знания, умения, навыки и компетенции, нужные для сдачи будущего ЕГЭ, органично и без напряжения осваиваются в этом образовательном творчестве».


Это, конечно, кардинально иное представление о единых учебниках. Уже не сталинский расстрельный единый учебник, и не концепция, на основе которой пишется иная учебная литература, а некоторая база для использования самых разных источников.

Но и здесь масса вопросов. Есть ли примеры таких учебников? Если пока нет, то найдутся ли коллективы, способные их написать? Как будет строиться апробация и обсуждение таких учебников? Не увеличатся ли учительские отчёты? Как подготовить учителей к такому новому использованию учебной литературы? Как предъявить новую образовательную реальность родителям? Самый может быть серьёзный вопрос – почему такой навигатор для изучения учебных предметов по-прежнему является учебником? Может быть речь должна идти скорее об уточнении стандартов? А учебники пусть остаются прежними? Есть с чем разбираться.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Конструктор сайтов
Nethouse